Главная страница

Шарль СЕКРЕТАН (Secretan) (19.1.1815, Лозанна, – 21.1.1895, там же)

Швейцарский философ, теолог и историк философии. В 1836 прослушал в Мюнхене курс лекций Шеллинга, в 1838–1845 преподавал философию в Лозаннском университете, в 1845 в связи с политическими событиями в кантоне Во был уволен и в 1850–1866 преподавал в коллеже в Невшателе. Вернулся на свою кафедру в Лозанну, где проработал до конца жизни. Секретан не только играл важную роль в интеллектульной и моральной жизни своей страны, но оказал известное влияние и на французскую культуру, с которой он был тесно связан, в частности на французский протестантизм. Сотрудничал в "Revue philosophique", издававшемся Т. Рибо. Друг Ренувье, Секретан обсуждал в переписке с ним проблемы неокритицизма. В 1883 стал членом-корреспондентом Академии юридических и политических наук Франции.

По своим философским воззрениям Секретан близок к традиции французского спиритуализма. Основные идеи его концепции, складывавшейся под влиянием Баадера, Декарта, Канта и Вине, изложены в книге "Философия свободы" (Philosophie de la liberté, 1848–1849), где он предпринял оригинальную попытку согласовать догматы христианской веры с принципами рационалистической философии. В духе традиций протестантизма и либеральных идей, которые защищал А. Вине, Секретан подчеркивал значение ценностей личной свободы, солидарности и любви, видя в них ключ к решению социальных проблем. Главным для него стало понятие свободы, которое лежит в основе его теологии и метафизики, а также связывает последнюю с моралью.

Секретан утверждал, что Бог не только суверенно свободен и является источником высших истин, но представляет собой чистую свободу как таковую. Существование Бога определяется, по Секретану, лишь его свободной волей; в своей абсолютной свободе Бог доходит до самоограничения в акте творения мира. Духовная и социальная солидарность, подчинение нравственному закону делает из индивидов, обособленных и рассеянных в мире вследствие грехопадения, свободных и ответственных личностей.

Первоначально философии Секретана был свойствен определенный пессимизм, но постепенно, под влиянием эволюционистской теории, он уступил место иным настроениям; Секретан все больше склонялся к концепции бесконечного прогресса. Эволюционизм оказал воздействие и на его трактовку религиозных проблем. Так, он утверждал, что догматы теологии не вневременны, а претерпевают изменение в ходе исторического развития. Секретан проявлял интерес к социальным проблемам, настаивая на необходимости равного распределения благ в обществе, отмены классовых привилегий, равноправия женщин.

Среди трудов Секретана – "Философия Лейбница" (1840), "Исследования о методе" (1857), "Разум и христианство" (1863), "Философия Виктора Кузена" (1868), "Религия, философия и наука" (1881), "Теология и религия" (1883), "Принцип морали" (1884), "Цивилизация и вера" (1887), "Право женщины" (1888), "Социальные исследования" (1889), "Права человечества" (1890), "Моя утопия" (1892), "Опыты по философии и литературе" (1896), "Переписка Ренувье и Секретана" (1910).

Rambler's Top100 Rambler's Top100
Hosted by uCoz