Главная страница

Иоганн Генрих ПЕСТАЛОЦЦИ (Pestalozzi) (12.1.1746, Цюрих, - 17.2.1827, Бругг)

Швейцарский педагог-демократ, один из основоположников дидактики начального обучения. Окончил два курса коллегиума Каролинум. Возглавлял в своим имении "Учреждение для бедных в Нёйхофе" (1774—80). По приглашению швейцарского правительства устроил приют для сирот в Станце (1798—99). В 1800 основал воспитательное заведение в Бургдорфе (1800—04), которое в 1805 году перевел в Ивердон и оставался во главе его до 1825. Автор многочисленных педагогических трудов, из которых главными являются получившие мировую известность "Лингард и Гертруда" (1781—87, русский перевод 1793), "Как Гертруда учит своих детей" (1801), "Письмо к другу о пребывании в Станце" (1799), "Лебединая песня" (1826). В 1792 Законодательным собранием Французской республики Песталоцци было присвоено звание "гражданин Французской республики". В мировоззрении Песталоцци идеи французских просветителей, главным образом Ж.Ж. Руссо, сочетались с теориями немецких философов-идеалистов Г. Лейбница, И. Канта, И.Г. Фихте и др. Песталоцци считал, что воспитание должно быть природосообразным: оно призвано развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребенку стремлением к всесторонней деятельности. Это развитие осуществляется путем последовательных упражнений вначале в семье, затем в школе в определенной системе и последовательности. Теория элементарного образования Песталоцци включает умственное, нравственное, физическое и трудовое образование, которые осуществляются в тесной связи и взаимодействии, чтобы в итоге обеспечить гармоническое развитие человека. Выдвинутую Песталоцци идею развивающего обучения К.Д. Ушинский назвал великим открытием (см. Собр. соч. т. 3, 1948, с. 95). Песталоцци разработал методику первоначального обучения детей счету, измерению и речи, значительно расширил содержание начального обучения, включив в него элементарные сведения из геометрии, географии, рисование, пение, гимнастику. Песталоцци выступал за создание такой школы, которая "... удовлетворяла бы потребностям народных масс, охотно бы принималась ими и была бы в значительной мере созданием их собственных рук" (Крупская Н.К., Пед. соч., т. 1, 1957, с. 279).

Rambler's Top100 Rambler's Top100
Hosted by uCoz